К чему готовиться рынку веб-разработки в 2015 году? Мнение CEO и ТОП-менеджеров ведущих web-агентств России о будущем рынка веб-разработки и текущем кризисе.

Управление компанией
Управление компанией: К чему готовиться рынку веб-разработки в 2015 году? Мнение CEO и ТОП-менеджеров ведущих web-агентств России о будущем рынка веб-разработки и текущем кризисе.

На сегодняшний день финансовый кризис в России — это наиболее острая тема для бизнеса. От руководителей и менеджеров требуются новые решения, новое видение всех бизнес-процессов, а также наличие четкой стратегии выживания компании.
Мы пообщались с топ-менеджерами ведущих российских агентств веб-разработки и задали им несколько вопросов относительно их видения текущей ситуации на рынке, возможных решений и наиболее актуальных трендах ведения бизнеса в условиях кризиса.

Управление компанией: К чему готовиться рынку веб-разработки в 2015 году? Мнение CEO и ТОП-менеджеров ведущих web-агентств России о будущем рынка веб-разработки и текущем кризисе.

Александр Богданов (генеральный директор AGIMA).

1. Существует ли в компании антикризисная стратегия? Планируете ли оптимизировать расходы и производство, как? (Сокращение сотрудников, повышение цен на услуги)
Нет, мы не планируем никого сокращать, и также мы не планируем повышать стоимость услуг: для этого нет предпосылок. Что касается оптимизации расходов, то это постоянный процесс, независящий ни от каких кризисов.

2. Как по вашему мнению будет выживать рынок в 2015 году? Будут ли отношения ориентированы на партнерские или же наоборот — все будут стараться обособляться от сотрудничества?
В 2015 году заказчики будут больше обращать внимание на возврат своих инвестиций — меньше денег будет уходить на «хочется» и больше на «прибыльно». Тот, кто сможет предлагать свои услуги в ключе «это принесет вам прибыль» — будет на коне.

3. Есть ли видимые волнения среди вашей клиентской аудитории?
У клиентов есть понимание, что в этом году зарабатывать будет сложнее. А это значит, что и тратить нужно аккуратней.

4. Какой совет вы бы дали небольшим веб-агентствам?
Приносите пользу бизнесу вашего заказчика, с одной стороны, и не тратьте деньги, на то, что не приносит прибыли вам, с другой.

5. В заключение, ваши прогнозы по кризису: сроки, факты, выводы, ожидания?
Когда к нам в AGIMA приходят устраиваться на работу, я обещаю, что у нас сотрудник гарантировано получит огромный заряд стресса. Стресс — это очень важная сущность, это основа эволюции, он заставляет организм меняться, развиваться и приспосабливаться. Стресс делает из спортсмена чемпиона. В этом году нас ждет хорошая порция стресса, а это значит, что некоторые из нас станут сильнее.

Управление компанией: К чему готовиться рынку веб-разработки в 2015 году? Мнение CEO и ТОП-менеджеров ведущих web-агентств России о будущем рынка веб-разработки и текущем кризисе.

Сергей Бесшабашнов (генеральный директор Proactivity Group)


1. Существует ли в компании антикризисная стратегия? Планируете ли вы оптимизировать расходы и производство, как? (Сокращение сотрудников, повышение цен на услуги)
Сейчас мы не строим долгосрочных прогнозов, а действуем по обстоятельствам. В текущей ситуации актуально только краткосрочное квартальное планирование. Мы уже пережили не один кризис, поэтому относимся ко всему спокойно, не паникуем, думаем проактивно. Благодаря кризису 2007-2008 гг. у нас появились проекты CMS Magazine и «Рейтинг Рунета». В этот кризис, возможно, еще что-нибудь выносим:)
Расходы, конечно же, оптимизируем, начали еще в прошлом году. Расстались с идей переехать в новой большой офис, немного оптимизировали состав компании и портфель клиентских проектов. Цены на услуги пока не повышаем.

2. Как по вашему мнению будет выживать рынок в 2015 году? Будут ли отношения ориентированы на партнерские или же наоборот — все будут стараться обособляться от сотрудничества?
Все как всегда — сильные выживут и станут сильнее, слабые уйдут с рынка или сожмутся до микроскопических размеров.

3. Есть ли видимые волнения среди вашей клиентской аудитории?
Кто-то волнуется, кто-то уже отволновался, а кто-то спокойно работает без всяких волнений.

4. Какой совет вы бы дали небольшим веб-агентствам?
Главное, ребята, сердцем не стареть. Песню, что придумали, до конца допеть:)

5. В заключение, ваши прогнозы по кризису: сроки, факты, выводы, ожидания?
В 2015 году роста ждать не приходится. Или — падение, или, в лучшем случае,- стагнация. Дальше ситуация в России будет зависеть от множества различных обстоятельств: нефтяных котировок, ключевой ставки, отношений с Украиной и Западом и т.д. Рынок веб-разработки не будет идти в отрыве от этой ситуации. В оптимистичном сценарии начнем всплывать во второй половине 2016 г. Про пессимистичный сценарий думать не хочется.

Управление компанией: К чему готовиться рынку веб-разработки в 2015 году? Мнение CEO и ТОП-менеджеров ведущих web-агентств России о будущем рынка веб-разработки и текущем кризисе.

Никита Михеенков (Директор по развитию Nimax)



1. Существует ли в компании антикризисная стратегия? Планируете ли оптимизировать расходы и производство, как?
Кризис наступил именно сейчас только для немногих невнимательных оптимистов. Непростая ситуация на рынке рекламы и разработки сложилась с начала года: этого никто не афишировал, но многое обсуждалось в личном общении с коллегами. Мы уже и оптимизировались, и готовились, и кадровый состав улучшали, и маркетинг усиливали. Тем не менее, в «черный вторник» все равно были в некотором удивлении. Антикризисная стратегия в работе весь год, в декабре мы только ухудшили свой прогноз. Ключевые слова нашего плана — «дисциплина, всеобщая мобилизация и удвоенная активность».

2. Как по вашему мнению будет выживать рынок в 2015 году? Будут ли отношения ориентированы на партнерские или же наоборот — все будут стараться обособляться от сотрудничества?
Рынок будет выживать как обычно. Всевозможные сервисы и компании, занимающиеся автоматизацией рекламы, будут спокойно работать. Веб-студии и небольшие агентства будут рубиться как и раньше, им не привыкать. Те, кто работал на западный рынок, займутся покупкой недвижимости и шикарных авто :) Даже если кому-то придется сократиться, ну что делать — рекламный бизнес не берет многомиллионные кредиты на капитальные вложения, коллективы легко уменьшаются или увеличиваются. Ничего страшного. Уже сейчас есть компании, которые проводили сокращения — паника не поднялась.

Если судить по отношениям компаний в ассоциации Specia, то у нас этот год стал годом партнерок. Многие компании начали взаимную передачу непрофильных и неподходящих по бюджету проектов. Самые умные начали совместные выходы на тендеры и дополняющее сотрудничество. Так что дружбе — быть.

3. Есть ли видимые волнения среди вашей клиентской аудитории?
Я думаю, что у всех ситуация примерно одинакова: увеличение входящих запросов, особенно под конец года. Рост или привычное количество заказов. Но при этом замедление платежей и рост дебиторской задолженности. Никто не торопился расставаться с деньгами… до декабря. Думаю, что декабрь у всех был рекордный, клиенты перевели дешевеющие рубли в договора. Даже за зимние каникулы пришло много заказов. В целом, пока мы говорим скорее об ожидании проблем, чем о самих проблемах.

4. Какой совет вы бы дали небольшим веб-агентствам?
У веб-агентств много вариантов: переключиться на свой проект (если он есть), временно уменьшиться и переждать бурю, переключиться на любой НЕрублевый рынок, резко усилить маркетинг, сфокусироваться на определенных отраслях или услугах, продаться или влиться в состав более крупных агентств. Нужно только выбрать и не топтаться на месте. Потому что, ждать нечего.

5. В заключение, ваши прогнозы по кризису: сроки, факты, выводы, ожидания?
Прогноз на кофейной гуще: это надолго и планировать следует исходя из этого. Есть некоторая усталость и удивление. Первый кризис — это даже забавно, второй — уже не смешно и не интересно. Основной вывод: нужно переключать усилия с предугадывания и устранения последствий, на придание бизнесу «антихрупкости». Нужно же из этого извлечь хоть какую-то пользу?

Управление компанией: К чему готовиться рынку веб-разработки в 2015 году? Мнение CEO и ТОП-менеджеров ведущих web-агентств России о будущем рынка веб-разработки и текущем кризисе.

Михаил Токовинин (основатель и управляющий партнер QSOFT и amoCRM)


1. Существует ли в компании антикризисная стратегия? Планируете ли оптимизировать расходы и производство, как?
Да, конечно и тактика и стратегия есть и проверенные кризисом 2008-2009. Она — очень простая — с опережением сокращай расходы, вкладывай больше в продажи. Главное — не ждать, а действовать, всегда чуть заранее.

2. Как по вашему мнению будет выживать рынок в 2015 году? Будут ли отношения ориентированы на партнерские или же наоборот — все будут стараться обособляться от сотрудничества?
Все будет тоже самое, но станет меньше халявы. Не надо ждать каких-то фундаментальных изменений, каких тектонических сдвигов. Меньше будет слов- пустышек, больше будет концентрации на том, что работает и продается.

3. Есть ли видимые волнения среди вашей клиентской аудитории?
Работа с крупным корпоративным заказчиком отличается тем, что на той стороне кризис наступает намного раньше, чем на массовом уровне. В 2008 году, например, кризис начался в марте, а к концу года, когда внешне казалось, что все рушится, крупные заказчики уже вернулись на рынок и начали работать над новыми проектами. Ничего нового сейчас не происходит, все началось намного раньше.

4. Какой совет вы бы дали небольшим веб-агентствам?
Не терпите, не тужьтесь, не пытайтесь переждать — режьте расходы. Здесь лучше «перебдеть»

5. В заключение, ваши прогнозы по кризису: сроки, факты, выводы, ожидания?
Думаю, мы — на дне или около него, дальше — долгое и нудное восстановление. Более долгое и более нудное, чем в 2009-2011 годах.

Управление компанией: К чему готовиться рынку веб-разработки в 2015 году? Мнение CEO и ТОП-менеджеров ведущих web-агентств России о будущем рынка веб-разработки и текущем кризисе.

Андрей Воропаев (Генеральный директор ТриЛан)


1. Существует ли в компании антикризисная стратегия? Планируете ли оптимизировать расходы и производство, как?
Мы уже проходили прошлый кризис. Поэтому постараемся применить опыт прошлого в современном. Выживает и развивается тот, кто предугадывает тренды, тот, кто оставляет только очень эффективные схемы заработка, без лишних затрат. Стратегия на этот кризис состоит из трех составляющих: 1. Оставляем только самое эффективное, 2. Смотрим и внедряем то, что пользуется спросом, убираем ненужное или то, что было в иные годы «до кучи», 3. Смотрим в Мир, будем зарабатывать в зоне «евро» и «доллара».

2. Как по вашему мнению будет выживать рынок в 2015 году? Будут ли отношения ориентированы на партнерские или же наоборот — все будут стараться обособляться от сотрудничества?
По моему мнению, будет как обычно. Все будут говорить о партнерстве и взаимовыручке, но в реальности волки будут сжирать стадо. Т.е. сильные будут укрупняться, поедая слабых. Все это будет преподнесено как «партнерство».

3. Есть ли видимые волнения среди вашей клиентской аудитории?
Пока весь бизнес задает пару вопросов всем: 1) Как у вас? 2) Что будет дальше, что думаешь? Есть пока устная паника, я бы не сказал, что она пока подтверждена ДЕЙСТВИЯМИ. Все ждут следующей реперной точки- конца весны.

4. Какой совет вы бы дали небольшим веб-агентствам?
Если честно, то хочется дать простой совет. Если есть идея собственного продукта или сервиса — развивайте его, это выгоднее в 100 раз. Если нет такого сервиса или реализуемой идеи, лучше вместо веб-студии отрыть палатку или бизнес про продаже шаурмы. Это выгоднее.

5. В заключение, ваши прогнозы по кризису: сроки, факты, выводы, ожидания?
Сроки: кризис будет с апреля, будет примерно 1,5-2 года. Санкции и охлаждение с Западом, это — надолго. 1,5- 2 года — срок, за который, в среднем, вся страна перестроится, Потом будет новый виток развития.

Управление компанией: К чему готовиться рынку веб-разработки в 2015 году? Мнение CEO и ТОП-менеджеров ведущих web-агентств России о будущем рынка веб-разработки и текущем кризисе.

Андрей Анищенко (CEO POSSIBLE)


Андрей был краток: «Есть неопределенность у клиентов – часто мыслят кварталами. Кризис на 2-3 года минимум, нужно рассчитать свои силы и работать в прибыль. Если надо сокращать людей – уже пора. Совет — не думать про кризис, а работать, без фантазий про будущий рост».
  • ,
  • ,
  • avatar
  • +3
  • 4045

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.