«Принцип рычага» в заказной мобильной разработке

Управление компанией
Как увеличить прибыль, не нанимая новых сотрудников и не повышая стоимость рабочего часа.

Управление компанией: «Принцип рычага» в заказной мобильной разработке

Оборот компании из сферы услуг зависит в первую очередь от количества сотрудников и стоимости рабочего часа. Для увеличения доходности компании недостаточно просто увеличивать значения этих показателей, необходимо также снижать издержки и повышать производительность работы. Это возможно за счет применения методологий, грамотного распределения ролей и найма подходящих на эти роли сотрудников.

Методологии
В сфере мобильной разработки хорошо зарекомендовали себя гибкие методологии (Scrum, Kanban). Это связано с коротким жизненным циклом проектов (в среднем около 4-6 месяцев) и высокой изменчивостью среды — смена технологического стека происходит каждый год с выходом очередного iPhone или линейки телефонов на платформе Android.

Орг-структура
Выбор организационной структуры зависит от позиционирования на рынке и типа проектов, с которыми работает компания. Согласно классификации Дэвида Майстера, изложенной в книге «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги», проекты в зависимости от технической сложности и новизны можно разделить на три типа: «мозги», «седина» и «процедуры».

Управление компанией: «Принцип рычага» в заказной мобильной разработке

Проекты типа «мозги» технологичны и сложны в реализации. Они требуют высокого уровня профессионализма, творчества, инноваций и решения сложных задач по ходу всего проекта.

Проекты типа «седина» могут быть весьма сложны в реализации, но для них существуют отработанные решения. Примером могут служить сервисы мобильного банкинга, социальные сети и т.д.

К проектам типа «процедуры» относятся тривиальные шаблонные проекты низкого уровня сложности, разработка которых может быть поставлена на поток. К этому типу относятся, к примеру, приложения для конференций, радиостанций, ресторанов и т.д.

Принцип рычага
Для каждого типа проектов соотношение опытных сотрудников и новичков будет разным. Одним из подходов к распределению ролей, позволяющим оптимизировать внутренние издержки, является «Принцип рычага». Он заключается в построении вертикальной организационной структуры с четкой иерархией и формализованными процессами, где основная, зачастую рутинная работа выполняется низкоквалифицированными сотрудниками под управлением опытного руководителя. За счет разницы в расходах компании на зарплату сотрудникам разной квалификации обеспечивается дополнительная прибыль без ущерба срокам и качеству продукта. В то же время для заказчика смета составляется на основании стоимости работы квалифицированных специалистов.

Управление компанией: «Принцип рычага» в заказной мобильной разработке
В связи с этим вспоминается фильм «В погоне за счастьем» с Уиллом Смитом: его герой пытается устроиться в брокерскую компанию, где стажеры выполняют всю рутинную работу. Через полгода лишь один из них получает повышение, а остальных увольняют. Такая организационная структура широко распространена, поскольку не требует большого количества опытных специалистов.

С увеличением сложности проекта снижается количество простых задач, которые могут быть делегированы, поэтому процент junior-разработчиков в команде должен снижаться. Обычно «Принцип рычага» применяется для проектов типа «седина» и «процедуры», где возможно формализовать работы, разработать шаблоны или разбить задачи по уровню сложности.

Однако наш 4-летний опыт разработки мобильных приложений в Surf показывает, что «рычаг» не всегда может быть успешно применен в проектах типа «седина» по нескольким причинам:
  1. Agile методологии требуют оперативного решения проблем в рамках коротких итераций и взаимозаменяемости разработчиков, что возможно только с middle или senior-разработчиками. Задержка сроков завершения итерации даже на несколько дней выливается в большие издержки для компании.
  2. В условиях регулярно меняющихся технологий в сфере мобильной разработки нет возможности выработать долгосрочные шаблонные решения или подходы, что требует постоянной адаптации, которая проще дается с опытными сотрудниками.
  3. Размер команды при разработке мобильного приложения редко превышает пять человек, поэтому простор для делегирования работ небольшой, а экономия времени опытных специалистов становится несущественной по сравнению с низкой эффективностью junior-разработчика.
  4. Накладные расходы компании на содержание junior-разработчика одинаковые по сравнению с более опытными сотрудниками, а разница доходов senior и junior-разработчика зачастую гораздо выше, чем разница зарплат.

Управление компанией: «Принцип рычага» в заказной мобильной разработке

Решение
В Surf для проектов типа «седина» вместо «принципа рычага» мы используем более гибкую форму организации, которая позволяет учитывать достоинства Agile методологий-методов, поддерживать эффективность планирования и соблюдать ограничения по срокам, бюджету и качеству тяжелых методологий.

Управление компанией: «Принцип рычага» в заказной мобильной разработке

Она заключается в отсутствии строгих методик и уставов, при этом формальные должности заменены проектными ролями. Каждый этап разработки продукта планируется на основе принципов PMBoK и разбивается на итерации, внутри которых используется Scrum. Команда проекта состоит из опытных сотрудников с лишь одним junior-разработчиком. При этом максимальное внимание уделяется взаимодействию членов команды друг с другом и с заказчиком, где координатором и product owner’ом выступает менеджер проекта. Мы не делаем тайны из того, кто работает в команде (состав команды можно найти на сайте), и каждый участник проекта может напрямую работать с представителем заказчика, если это необходимо. Мы следим за техническим уровнем персонала, и каждый сотрудник может принять участие в любом проекте. Минимальный уровень бюрократии и максимальная ориентация на нужды клиента помогают компании разрабатывать качественные продукты с высокой продуктивностью и доходностью.

В заключение
Управление компанией: «Принцип рычага» в заказной мобильной разработкеПри наборе персонала учитывайте тип проектов, на который ориентирована ваша компания, а также подбирайте состав в зависимости от сложности проекта. Чем сложнее проект, тем доля опытных разработчиков должна быть выше. Это позволит увеличить рентабельность, соблюсти сроки и качество проекта.
Надеюсь, вам будет полезен наш опыт. Если у вас возникли вопросы, пишите на kirill.titov@surfstudio.ru.
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • avatar
  • +1
  • 1073

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.