Как оценить свою готовность к управленческой деятельности?

Управление проектами
Управление проектами: Как оценить свою готовность к управленческой деятельности?Безусловно, не все специалисты видят свое профессиональное развитие в виде подъема по карьерной лестнице в компании до позиции СЕО. Но желание занять управленческую позицию одолевает многих. Идеально иметь соответствующее образование (в области human resources, например), но оно есть далеко не у всех менеджеров и желающих ими стать. Как подготовить себя к руководящей работе?

С чего стоит начать, какие шаги выбрать при подготовке?


Как оценить свою готовность к управленческой деятельности?

«На мой взгляд, в этом довольно сложно делать предсказания, справится или нет человек с управленческой деятельностью. Поэтому, кстати, оценка персонала всегда была очень популярной услугой на рынке HR, особенно оценка по управленческим компетенциям. Человек может обладать всеми необходимыми знаниями и даже демонстрировать соответствующие навыки в ассессменте, например, коммуникацией, но не справляться в реальной ситуации управления. И наоборот. Мне кажется, что главная причина этого в том, что под управлением вообще и под управлением персоналом в частности можно понимать очень разные вещи. Даже если договориться, в чем суть деятельности «управление», ответ на вопрос, готов ли человек к управлению, зависит от того, что будет объектом этого управления, в какой структуре оно будет осуществляться и какими средствами. Этот ответ складывается из очень большого количества элементов, и если какого-либо из элементов нет, то управленческая деятельность не состоится или будет неэффективной. Наверное, можно назвать минимальный набор таких элементов, которые определяют готовность к управленческой деятельности. Желание, готовность, способность принимать решения в двух смыслах. Во-первых, на основании умозаключений выбирать из множества вариантов один, а, во-вторых, принимать на себя ответственность за эти решения и дальше последовательно их выполнять. С одной стороны, это довольно банальная вещь, но если мы имеем дело с каким-то сложным объектом, например, с организацией, то просто представить себе этот объект во всем многообразии его аспектов: как сообщество людей, совокупность средств, изменяющихся под влиянием рыночной конъюнктуры параметров, способность контролировать все это одновременно – уже непростая задача. Чем шире у менеджера арсенал таких срезов или проекций объекта, тем потенциально выше его эффективность.

Если говорить о том, что является для менеджера главным качеством с точки зрения управления человеческим ресурсом, то нужно принять во внимание один важный аспект. На курсах менеджеров часто учат таким вещам как обратная связь, понимание мотивов своих подчиненных, коммуникация своих мотивов с подчиненным так, чтобы они были адекватно восприняты. Я бы назвал это увлечением психологизмом в управлении. Безусловно, понимание психологических особенностей важно, но увлечение психологическими основаниями и подмена психологией сферы управления человеческими ресурсами – это одна из современных тенденций. Важно чувствовать грань между тем, где психология важна, а где она должна отходить на второй план. В подавляющем большинстве случаев результативность и эффективность деятельности на 70% зависит от качества регламентированности, стандартизации и правильного подбора средств и на 30% от психологических факторов исполнителей. Наверное, ведя какие-то сложные переговоры со значимым высокопоставленным лицом, важно понимать и учитывать его бэкграунд, его интересы, мотивы. С другой стороны, если ко мне приходит сантехник и вместо починки батареи начинает ее выкорчевывать ломом, я не буду давать ему обратную связь по схеме BOFF: не буду объяснять ему, что чувствую в этой ситуации, что меня не устраивает, я просто выставлю его за дверь», – делится мнением директор проектов практики HR-консалтинга IBS Никита Черкасенко.

«Управленцы бывают как от Бога, врожденные харизматики, так и те, кто овладел мастерством управления. Я не зря говорю о мастерстве, так как управлять – это не «пить кофе и выслушивать мнения», как, возможно, многие могут думать, а способность отвечать за все совершенные действия и решения. Для того чтобы оценить свою способность к управлению, нужно понять готовы ли вы брать на себя ответственность. Для начала проанализируйте свое поведение в личной жизни, в кругу друзей, посмотрите, как вы реагируете на проблемы, как принимаете решения. Ведь при руководстве играют роль больше именно субъективные факторы, нежели объективные, все зависит от вас, от вашего слова и действия. Определитесь, готовы ли вы вести за собой коллектив или же предпочитаете следовать за другими и привыкли быть ведомым», – рассуждает управляющий партнер MarksMan Recruitment Solutions Инна Суматохина.

Учиться никогда не поздно

Вы поняли, что хотите попробовать себя в управлении? Прекрасно. Выберите время для беседы со своим руководителем и попросите его дать вам шанс проявить себя, показать, на что вы способны. Еще лучше, если в вашей компании есть управленец, который сможет стать для вас наставником. Разговаривайте с ним почаще, задавайте вопросы, уточняйте то, что вам неясно, и просто наблюдайте за его работой. С помощью метода «погружения» вы лучше поймете принципы управления.

Займитесь самообразованием. Есть множество программ, учебников и книг на тему управления персоналом. Выбирайте те, которые подойдут для новичков. Начните с изучения основ управления и старайтесь по мере сил подкреплять теорию практикой. Не стоит сразу браться за сложные и (как может показаться) гораздо более интересные для изучения материалы. Прежде чем вдаваться в детали, изучите азы.

«Образование такого рода только-только начинает появляться. Я, например, за 6 лет работы в сфере управления персоналом не видел ни одного руководителя с таким образованием. Как среди менеджеров в целом, так и среди менеджеров по управлению персоналом в частности. Если говорить о менеджерах по управлению персоналом, как правило, у них есть какие-то сертификаты, дополнительные курсы, программы MBA, но базовое образование всегда какое-то другое. Это можно объяснить следующим образом. Для России сама эта специальность и деятельность новы. До 1990-х годов было кадровое делопроизводство, управление кадрами – это совсем другое. Первыми маркетологами не были профессиональные маркетологи, потому что не было такой специальности, то же самое с рекламщиками. Первыми управленцами персоналом были экономисты, психологи, производственные руководители. С тех пор ситуация не слишком изменилась, времени прошло довольно мало. Сфера управления человеческими ресурсами сейчас представлена специалистами с базовым образованием какой-то другой области, с дополнительными вторыми образованиями или наработанной практикой собственно в сфере управления персоналом.

Если говорить о полезной литературе по теме управления, то я бы посоветовал следующие книги: «Организация. Руководство. Управление» Г. П. Щедровицкого, «Управление персоналом» Базарова, Аксеновой и Малиновского, Kjell Nordstrom, Jonas Ridderstrale Funky Business и «Чудес не бывает» Ли Мён Бак», – советует Никита Черкасенко.

«Для того чтобы подготовиться к работе управленца, дисциплинируйте себя, учитесь планировать свои задачи и не забывайте культивировать свое мировоззрение чтением книг. Не бойтесь браться за сложные задачи, которые игнорируют другие, – они помогут вам стать самостоятельнее и попробовать развить ваши лидерские качества. Проявление инициативы – это одна из компетенций менеджера, которая будет способствовать проявлению и развитию управленческих качеств. Ведь не стоит забывать, что лидер – это не тот, кто просто выполняет свою работу в срок, а тот, кто вдохновляет всех на создание общего дела.

В качестве фундамента для построения карьеры управленца хотела бы отметить чтение профессиональной литературы и наблюдение за успешными людьми компании, за тем, как они себя ведут, ставят задачи и делегируют полномочия. Помимо знания инструментария и умения управлять, для менеджера важны развитие кругозора, ценностей и культуры отношений, которые он сможет почерпнуть из книг. Среди необходимых для прочтения книг я могу отметить: Джим Коллинз, «От хорошего к великому»; Стивен Кови, «7 навыков высокоэффективных людей»; Стивен Кови, «8-й навык высокоэффективных людей»; Ли Якокка, «Карьера менеджера», – советует Инна Суматохина.

Репетиция

Не бойтесь проявлять инициативу. И не ждите, когда вам скажут, что нужно делать и над чем подумать. Предлагайте идеи самостоятельно. Между прочим, часто бывает так, что во многих подразделениях гораздо больше задач, чем ресурсов для них. Если ваш отдел – не исключение, то у вас есть отличная площадка для реализации лидерского потенциала.

Все руководители периодически отправляются в разного рода командировки и деловые поездки. Но, несмотря на их отсутствие, текущие дела должны быть выполнены в срок. Вы можете добровольно взять на себя часть задач уехавшего руководителя. Вы одновременно продемонстрируете ответственность и инициативность, а также получите представление об обязанностях управленца.
Еще один вариант самоподготовки – для начала взять на себя ответственность за какой-то отдельный (возможно, даже небольшой) проект. В этой ситуации большинство из необходимых навыков управления вы сможете отработать: планирование, делегирование обязанностей, коммуницирование и т. д. Если вы хорошо подготовите себя, то ваша первая управленческая позиция может стать не слишком долгим переходным этапом на более высокие уровни влияния в бизнесе.

  • ,
  • avatar
  • +1
  • 1781

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.