[ИНТЕРВЬЮ] Ольга Куликова и СОЧИ2014

Управление проектами
Управление проектами: [ИНТЕРВЬЮ] Ольга Куликова и СОЧИ2014

1. Скажи пожалуйста, как начинался проект в целом? На сколько я помню, с начала, не весь digital был у вас, вы делали часть работ

Мы выиграли первый тендер в 2009 год на создание нового сайта. Предыдущий к тому моменту сильно устарел по всем параметрам, включая технологические.
Удачно его запустили к началу Олимпиады в Ванкувере.
Я поняла, что не готова отдать конкурентам ни пяди земли и ко всем следующим тендерам мы готовились очень серьезно.
Мы сделали сайт народного конкурса выбора Талисманов, сайт Талисманов, сайт Культурной Олимпиады, сайт Волонтеров, первую версию сайта Эстафеты, 2 редизайна основного сайта. Все это до этапа Игр.
Также за нами к этому времени была техническая поддержка проектов. Отдельно стоит коснуться эскизного проекта. Это был консалтинговый проект, по результатам которого потом выбирали подрядчика на платформу на время Игр. На этом проекте под нашим управлением в команде экспертами работали многие звезды высоконагруженных проектов. Это была огромная работа нашей технологической команды и мы по настоящему гордимся данным проектом. Именно данный проект был первым на пути к успеху олимпийского сайта.

Параллельно работала команда по дизайну, эту высоту нам удалось взять только со второго раза в 2013 году. А вот проект по разработке digital стратегии мы выиграли с первого раза. Именно в рамках данного проекта были написаны бизнес и функциональные требования к сайту Игр и мобильным приложениям, определены конкуренты, разработаны стратегические инициативы и придуманы многие тактические ходы, которые потом легли в основу сайта Игр и выстрелили. Стратегия продвижения проекта также реализовывалась в рамках данного проекта.

Продвижение проекта и бренда Игр в цифровом пространстве — это отдельная история. Здесь орг. комитет работал по другой схеме — были акредитованные агентства, которые каждый раз между собой разыгрывали проекты. Мы были одним из акредитованных агентств. В рамках этой истории мы сделали несколько спец. Проектов и кампаний, и в частности Лондон 2012 — проект, направленный на популяризацию Игр в Сочи среди международной аудитории во время проведения Олимпиады в Лондоне.
Ну и социальные медиа. Мы делали SMM стратегию, в тендере на SMM мы не участвовали и этим занималось другое агентство.

Таким образом за год до Игр конфигурация была такая: за платформу и технологические решения по сайту отвечал Микрософт, за разработку мобильных приложений — Мегафон, а мы отвечали за бизнес и функциональные требования, концепцию сайта и приложений, дизайн и интерфейсы, т.е за продукт. Front-end и нагрузочное тестирование также были нашей ответственностью. Нагрузку мы делали с американской компанией Soasta. И еще тех. поддержка 24х7 всех проектов, исключая сайт Игр.
Продвижение: SMM, SEO делали другие агентства по нашей стратегии.
Кстати сайты Талисманов, Культуры и Волонтеров были сделаны на Битриксе и спокойно держали олимпийскую нагрузку, хотя, конечно, посещаемость на них была ниже, чем на основном сайте.

Еще мы сделали 3 нецифровых дизайн проекта. Но это другая история.

Управление проектами: [ИНТЕРВЬЮ] Ольга Куликова и СОЧИ2014
Ольга и диаграмма Гантта проекта

2. Какие основное задачи ставились перед вами, как перед агентством, кроме того, что должна быть доступна вся информация во время игр?

Задача стояла так: стать событием номер один в цифровом пространстве, предоставить пользователям уникальный опыт, максимально охватить социальные и мобильные медиа
Эти задачи были поставлены в рамках digital стратегии. А так как стратегию делали тоже мы, то мы очень хорошо понимали о чем идет речь, и это пошло на пользу проекту.
Чтобы решить данные задачи, были разработаны ключевые факторы успеха. На них мы и опирались когда придумывали концепцию.
Основные ключевые факторы успеха: доступность и функциональность, удовлетворение запросов мобильной аудитории, интеграция расписаний и результатов, интеграция уникального контента, интеграция с социальными медиа, соответствие требованиям и ограничениям.

Именно исходя из этих ключевых факторов, родилось два гениальных сервиса.
Это интерактивная инфографика результатов и полные результаты в мобильном приложении.
И то и другое решение было первый раз реализовано на Играх. Ни Ванкуверу ни Лондону это не удалось. Хотя попытки были.

3. Лично мне, больше всего заполнилась инфографика, которая строилась в режиме онлайн, чья была идея?

Заказчик очень хотел сделать что-то подобное, задача ставилась так: «придумайте что-то полезное и интересное, чего еще ни у кого не было».
То, как получилось в итоге – идея Егора Аристакесяна, нашего творческого директора и соучредителя агентства. Я была продюсером этого минипроекта. Было много вариантов визуализации, но остановились на том, которое опять же предложил Егор.
В какой-то момент и мы и разработчики стали жалеть, что затеяли это. 553 этапа соревнований прошло в рамках Олимпийских и Паралимпийских Игр, более 100 из них были уникальными с точки зрения правил и все надо было нарисовать, учесть все ньюансы розыгрыша результатов, сверстать, передавать туда данные в реал-тайме, динамически обновлять и тд.
Это был самый сложный и тяжелый проект за мою долгую работу в индустрии, 16 типов тестов на протяжении полугода. Но все получилось. Мы очень этим сервисом гордимся.

4. Какие инфраструктурные нововведения были, на сколько я знаю, над проектом вы работали вместе с microsoft. Ведь уверен, что одной из главных задач, чтобы вся инфрастуктура держала ту колоссальную нагрузку, которая была во время игр?

Сайт использовал сервисы windows azure. CMS была сделана специально под проект и под задачи, которые предстояло решать редакторам во время Игр. Была 100% доступность. Такого не было ни на одних Играх. Это заслуга команды Microsoft.

5. У вас все круто получилось :) На моей памяти, это наверно первый сайт Олимпиады, который не тормозил и им реально было удобно пользоваться!

Спасибо! нет ничего круче, чем признание людей, для которых и делался этот проект.

Управление проектами: [ИНТЕРВЬЮ] Ольга Куликова и СОЧИ2014
Управление проектами: [ИНТЕРВЬЮ] Ольга Куликова и СОЧИ2014

6. Не могу не спросить про приложение, которое было наверно лучшим, на моей памяти. Чья была идея?

Идея приложения не нова. и Лондон и Ванкувер делали приложения с результатами. Результаты — это вообще самое главное на Играх. Лондон первый сделал два приложения — одно для тех, кто в самом городе Игр — Гид для зрителей, и второе — результаты — для всех болельщиков. У Ванкувера было одно.
Нам и орг. комитету такое разделение показалось правильным — еще на уровне стратегии было решено делать два приложения. А вот сделать полные результаты в приложении — это наша идея. Ни Лондон ни Ванкувер не смогли этого реализовать. Нам захотелось показывать в приложении полные результаты, Егор меня в этом поддержал и потом все данные гармонично упаковал в пространство экрана. Мы даже выводили запланированные элементы в фигурном катании, что вообще большая редкость. Почему-то считается, что это болельщикам не интересно. А так как моя дочь занимается фигурным катанием, и фокус группа в виде мам юных фигуристок в одни голос сказали, что такое решение было бы супер — мы его реализовали.
Потом почти год ушел на создание интерфейсов со всеми данными. Повторюсь – 533 разных соревнования, множество ситуаций, когда не зная до мелочей правил соревнований, невозможно все учесть сразу. Документ по каждому виду спорта, где объясняются правила занимал по 500 – 1000 страниц. У нас работал свой аналитик, но все равно после каждых тестов приходилось что-то исправлять. Например, вначале не учли, что несколько спортсменов могут занимать одинаковое место – а это дополнительное место для обозначения «=» (так обозначаются одинаковые места»), потом выяснилось, что в одну минуту в хоккее может быть и гол и штрафной и удаление, а это опять дополнительное пространство, дисквалификацию надо не просто обозначать, а писать причину, опять дополнительное место и таких ситуаций было множество.

Также сразу было решено, что на планшетах будет отдельный дизайн и будет инфографика, так же как и на сайте.
В итоге 6,5 млн скачиваний. Приятно было видеть на трибунах болельщиков, которые использовали наши приложения как «second screen»

Всего на Играх прошло 560 этапов соревнований. Мы отрисовали около 1500 экранов. все платформы и планшеты. И конечно, огромное спасибо Мегафону, что они смогли технически все безупречно реализовать.
в итоге 6,5 млн. установок

7. Расскажи в целом о команде, которая работала над проектом?

Было несколько команд. Стратеги, команда проектировщиков и дизайнеров, команда информационной и технической поддержки, команда Front-end разработчиков и единое проектное управление. В пике 25 человек, из них 5 менеджеров, включая меня.
Так как нашими бизнес-заказчиками были и технологии и маркетинг, за коммуникации с технологиями отвечала Ирина Сотник, за маркетинг и продукт — я. За стратегию отвечали Александр Чижиков и Марьяна Шейнина, за дизайн мобильных продуктов отвечал Егор Аристакесян, арт -директором сайта был Саша Обанин, фронт-end разработкой руководил Нарек Мкртчан. Также у нас был тайный советник по концепции и дизайну сайта.
Команда мечты.

Во время Игр фронт-енд разработчики круглосуточно дежурили в технологическом центре в Сочи, команда дизайнеров, информационная и техническая поддержка в Москве.

8. Как ты, как менеджер, смогла во первых сама выдержать такую эмоциональную нагрузку и держать всю команду в тонусе, чтобы сотрудники не перегорели, не смотря на всю ответственность, которая на них лежала?

Было сложно, особенно под конец. Но у всех было столько драйва и адреналина на всем протяжении проекта, что это, очевидно, помогало. Ну а потом все четко знали, что есть 7 февраля и нельзя сфакапить. Магия Олимпийских игр.
А тот эмоциональный подъем, который вся команда испытала в начале Игр — ни с чем несравнимое состояние. Лично я была абсолютна счастлива в тот момент. Без преувеличения. 4 года шли к этому и вот, все случилось и все работает как надо.

Но не все дошли до конца. Так как проект действительно психологически сложный, за 4 года мы потеряли 8 человек. Когда человек принимал решение, что больше не хочет или не может – мотивировать славой или деньгами было бесполезно.
Для сравнения за это время с других проектов ушло всего 2 человека.

9. Нестандартный вопрос, сколько релизов было выпущено перед финальным?

Полгода шли тесты на разных тестовых средах. Был период тестовой эксплуатации. Существовал очень жесткий регламент на изменения. Фактически все, что не было учтено в требованиях, а их мы сдали в конце 2012 года, требовало сложнейших согласований. 7 января сайт запустился. 7 февраля добавились медали и результаты.

10. Как заказчик относился ко всем нововведениям, которые вы предлагали, ведь при такой колоссальной ответственности, обычно, для заказчика, чтобы работал основной функционал, без особых нововведений, но «как часы»

За нововведения отвечал отдел интернет-маркетинга, а за доступность и надежность – отдел технологий. Это было и плюсом и минусом. С одной стороны это помогло реализовать много интересного, потому что у маркетинга были именно такие задачи и KPI. С другой стороны это рождало конфликты, так как технологический департамент в первую очередь отвечал за надежность.
Был четкий проектный план сдачи требований, прототипов, концепции, дизайна, верстки. После этих точек уже никакие изменения нельзя было вносить. Каждое изменение проходило целый путь согласований и рассматривалось с точки зрения целесообразности, влияния на конечный результат, на надежность.
Была выстроена отличная система управления изменениями с точки зрения защиты от хаоса. Но нам, конечно, это слегка нервозности добавило.
Например, нам не дали реализовать дневник Игр, мы поздно его придумали, или что-то перекрасить или изменить в интерфейсах, когда мы увидели уже собранный сайт целиком. Посчитали, что эти изменения не повлияют на результат.

11. Не могу не задать этот вопрос, а что дальше? Ведь сейчас у вас освободится очень много ресурсов

Ресурсы не успели освободиться, как тут же снова заняты. Мы знали, что в марте 2014 года все закончится и готовились к этому.
В планах мы собираемся подрасти в этом году. Кроме того, за время проекта появились новые компетенции, мы стали сертифицированным партнером Microsoft, работаем с windows azure, т.е появились новые ниши. Наконец-то сможем усилить наше e-commerce направление за счет освободившихся ресурсов. Также сильно растет часть компании, которая занимается коммуникациями и интернет-маркетингом.
Сейчас практически в каждом отделе — от разработки до медиасервиса открыты вакансии. Особенно сильно мы нуждаемся в зрелых проектных менеджерах, экаунт-директорах и аналитиках, которые умеют работать с big data и статистикой.

Ну и главное, я надеюсь, что нам хватит времени переделать наш сайт. :)

Вопрос от Алексея Ежикова

«Как удалось преодолеть Эффективный Государственный Менеджмент (ТМ), и насколько он вообще влиял в проекте? Как технологически и организационно происходил менеджмент команды проекта, включавшей специалистов из других организаций, помимо Артикула? Что оказалось самым сложным в управлении проектом»?

Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи не был похож на государственную корпорацию. Все работали на результат, со стороны клиента была отличная команда. Очень компетентная и замотивированная.
На наших проектах работали рабочие группы. Туда входили специалисты разных компаний. Были регулярные встречи, жесткие проектные планы и множество инструментов для управления проектом. Множество – потому что очень разные типы задач. На разработке все пользовались инструментами Microsoft, на этапе согласования дизайна нам пришлось придумать и реализовать систему «Комментирования дизайна». Все макеты (больше 1000) были загружены в систему, все члены команды могли комментировать и задавать вопросы, после принятия макета присваивался статус «Утверждено» и макет больше не подлежал изменению. Пришлось придумать самим, потому что ничего удобного и нужного нам не удалось найти среди готовых систем.
Самым сложным было научиться быстро договариваться, учитывая разные центры постановки задач как в орг. Комитете так и множество подрядчиков – Микрософт, Мегафон, партнеры Мегафона, Atos, Артикул. Очень сильно помогло, что много задач было сосредоточено в Артикуле.
Ну и, конечно, ни с чем нельзя сравнить полученный ОПЫТ.

Я очень рада, что в моей жизни была эта Олимпиада, этот проект и эти 4 года.
Хочется поблагодарить свою команду и коллег из Орг. Комитета за возможность сделать такой проект мирового масштаба.

P.S. А так же, в виде бонуса, Ольга поделилась тендерной документацией, которую они подавали:

самая первая тендерная документация
www.slideshare.net/Tachat/sochi2014-35642296

выжимка по результатам игр
www.slideshare.net/Tachat/2014-35642481
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • avatar
  • +2
  • 1775

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.