Ваша роль в проекте: лидер или менеджер?

Управление проектами


Автор: Жаклин Геддес

Современное бизнес-сообщество все сильнее задается вопросом, каким же должен быть эффективный лидер. Не проще ли будет заменить понятие «проектный менеджмент» на «проектное лидерство»?

Что говорят гуру?

Действительно, с легкой руки некоторых изданий, роли лидера и менеджера проекта воспринимаются, как взаимозаменямые. Гарри Юкл равно использует термины лидер, менеджер или босс для обозначения человека, занимающего главную позицию в проекте (см. книгу «Leadership in Organizations»). В этом контексте слово «лидерство» довольно свободно используют для обозначения менеджмента в целом. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, как различные источники определяют понятия «лидерство» и «менеджмент». Максвелл в своей книге «Лидер на 360 градусов» дает одно из самых простых и точных объяснений различия между менеджером и лидером. По его мнению, менеджер работает с процессом, а лидер – с людьми. Джон Коттер дает более развернутое определение: менеджмент — это планирование, расчет бюджета, организация, подбор персонала, контроль и решение возникающих проблем, в то время как лидерство должно определять основное направление работы, объединять, мотивировать и стимулировать сотрудников. Коттер рассматривает лидерство и менеджмент как две независимые друг от друга роли со своими собственными характеристиками и функциями. При этом и то, и другое одинаково важно для внесения изменений в процесс и создания полноценной рабочей обстановки.

Разница между менеджментом и лидерством

На основе этих определений можно установить, чем менеджмент разительно отличается от лидерства. Лидерство необходимо для того, чтобы инициировать процесс изменений и инноваций и создавать новые продукты, системы и сервисы. Оно также подразумевает мотивирование сотрудников как проводников этих изменений и инноваций, способных взять на себя возможные риски. В свою очередь, менеджмент призван обеспечить эффективный ход рабочего процесса. Третье издание Справочника по основам проектного менеджмента, составленного Институтом проектного менеджмента, выделяет пять разновидностей рабочих процессов: запуск, планирование, выполнение, мониторинг и контроль, завершение. В целом, справочник описывает 44 процесса, из которых состоит менеджмент проектов, но ни один из них не затрагивает основных задач лидерства. Это не значит, что менеджер проекта не может быть лидером; наоборот, для того, чтобы быть хорошим менеджером, необходимо быть лидером. Справочник в большей степени фокусируется на рабочем процессе; тем не менее, способность мотивировать других для выявления их максимального потенциала – одно из важнейших качеств, необходимых для эффективного руководства проектом.

Золотая середина

Таким образом, равное использование понятий «проектный менеджмент» и «проектное лидерство» некорректно. Это сбивает с толку тех менеджеров, которые считают своим долгом лишь сопровождение проекта до его полной реализации. Из-за этой путаницы менеджеры зачастую пренебрегают своей очевидной способностью к лидерству, ограничивая себя в ситуациях, когда необходимо объединить, мотивировать и вдохновить членов своей команды. Для того, чтобы достигнуть ожидаемого успеха, менеджер проекта должен вкладывать усилия в самый дорогостоящий и эффективный инструмент управления из всех, когда-либо созданных. Без минимальных навыков лидерства ваши попытки воплотить задуманное в реальность окажутся тщетными. Поэтому стоит спросить себя: вы – лидер или менеджер проекта? И почему бы вам не быть и тем, и другим.
  • ,
  • ,
  • ,
  • avatar
  • +3
  • 1969

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.